Главная → Публикации → Интересное → РКЦ – как гарант «прозрачности»
Подавляющее большинство жителей столицы Чувашии еще не заметило, что в городе второй месяц работает новая структура – ОАО «Расчетно-кассовый центр», перед которой поставлена цель достичь «прозрачности» в сборе платежей за жилищно-коммунальные услуги и расчетов с организациями, эти услуги оказывающими.
Появилось это акционерное общество благодаря постановлению администрации Чебоксар, и весь пакет акций принадлежит городу, так что РКЦ, выходит, пока муниципальная, государственная организация. Занимается она пока тем же, чем занимаются Чебоксарские городские электросети, на которые помимо их основной функции, связанной с электроснабжением, была возложена обязанность распределять по поставщикам платежи, поступающие управляющим компаниям от населения.
Процесс проходил при участии самих управляющих компаний, поэтому, говорят, не все было гладко. Некоторые УК то сообщат неверное процентное соотношение, исходя из которого электросети расщепляют сумму по поставщикам, то забудут часть денег провести через этого посредника. «Да и вообще зачем загружать электроснабженцев сторонними работами, когда то в одном, то в другом российском регионе возникают специализированные расчетно-кассовые центры в сфере ЖКХ?» – таким вопросом, видимо, задались специалисты из Чебоксарской мэрии и создали РКЦ.
В ноябре центр работал в пилотном режиме, заключив договоры с пятью крупными управляющими компаниями города и двумя мелкими. Нельзя сказать, что это компании-передовики, деятельность которых приводится в пример на официальных встречах, где обсуждается состояние республиканского ЖКХ. В пилотную группу попали почти все крупные должники перед ресурсоснабжающими организациями: «Богданка-сервис», «Капремстрой», «Жилкомсервис», «Жилищник» и новичок «Инженер», серьезно потеснивший на рынке управления жильем компанию «Деон». Они отработали прошлый месяц с РКЦ точно так же, как если бы работали с городскими электросетями.
Но расщепление платежей – это только начало, убеждают сторонники создания центра. Дальше он будет наращивать свои функции и в идеале должен обрести широкие полномочия, взяв на себя обязанности по начислению платежей, их сбору с населения, перечислению денег поставщикам услуг. А еще центр планирует консультировать население по вопросам начисления платежей и вести разъяснительно-принудительную работу с жильцами-должниками. И это – в масштабах всего города. Уже якобы разрабатывается программа, способная в интернет-сети справиться с такой громадной работой.
Тут сразу возникает вопрос: «Чем же тогда будут заниматься управляющие организации?» Аналитики, изучившие этот вопрос, отвечают: заботами о содержании и ремонте жилья, а также заключением договоров на поставку в дома коммунальных услуг: воды – от водоканала, тепла – от «Коммунальных технологий», электричества – от энергосбыта. И конечно, управляющим организациям придется отвечать по этим договорам, то есть служить своеобразным буфером между РКЦ, жильцами и поставщиками услуг, отвечая за расчеты.
При этом в общий котел, то есть в РКЦ, платежи от населения будут поступать, как и сейчас. Кто-то из нас оплачивает жилищно-коммунальные квитанции через почту, кто-то через банк, другие идут сразу в кассу управляющей компании. На ранней стадии в проект включилось Чувашское отделение Сбербанка. Оно подписало все семь пилотных трехсторонних договоров, и до конца года надеется подписать еще более 20 с организациями ЖКХ. Ради крупного оптовика в образе РКЦ банк даже снизил комиссию за проведение жилищно-коммунальных платежей, эти деньги вносят из своих средств управляющие организации, а не напрямую жильцы. Чувашский филиал Почты России тоже заинтересован в этом проекте.
И все бы хорошо, но вот нельзя сказать, что управляющие организации Чебоксар в едином порыве готовы включиться в проект. Одни сомневаются, другие сопротивляются. Кстати, сейчас единый краевой РКЦ пытается создать наш дальний сосед по ПФО – Пермский край. Но там эта система уже опробована, на территории края действует около 40 расчетно-кассовых центров. Причем только два муниципальные, а остальные – частные, которые утратили доверие, так как аффилированы с управляющими компаниями. Хоть масштабы у нас с пермяками разные (они дошли до единого РКЦ на весь регион, а мы – только до создания его в пределах города), но трудности с воплощением задуманного одинаковы. В Пермском крае тоже есть противники инициативы краевого правительства: кто-то считает, что она противоречит антимонопольному законодательству, кто-то сомневается, что создание государственных РКЦ снизит затраты на расчеты, распечатку и рассылку квитанций.
Но большинство все же уверено – без государственного контроля управляющие организации уже не обуздать и начинать нужно с перехода на прямые расчеты между гражданами и поставщиками услуг, которые и будут осуществлять государственные РКЦ, поддерживая финансовую дисциплину.